Недавнее исследование, опубликованное в журнале Archives of Sexual Behavior, показало, что дети могут проявлять скрытые гендерные предубеждения через выражения лиц. Ученые из Университета Торонто и Гонконгского политехнического университета изучили 605 детей в возрасте от 4 до 9 лет в Канаде и Гонконге.
Детям показывали короткие истории с изображениями сверстников, которые вели себя либо в соответствии с гендерными стереотипами, либо нет. Во время просмотра использовалось программное обеспечение FaceReader для анализа выражений лиц детей, включая эмоции страха, радости, удивления и других.
Результаты показали, что дети чаще выражали страх, когда видели мальчиков, нарушающих традиционные гендерные нормы, например, играющих с «девчачьими» игрушками или предпочитающих «необычную» одежду. Это указывает на то, что дети могут воспринимать таких сверстников как менее счастливых или вызывающих тревогу.
Профессор психологии Дуг Вандерлаан отметил, что такие реакции могут быть результатом подражания взрослым, сверстникам или влияния медиа. Он подчеркнул, что дети учатся социальным нормам, наблюдая за окружающими. Интересно, что подобные эмоциональные реакции не наблюдались в отношении девочек, нарушающих гендерные стереотипы. Это может свидетельствовать о более строгих ожиданиях общества к поведению мальчиков.
Исследование подчеркивает важность раннего выявления и коррекции гендерных предубеждений у детей. Родители и педагоги могут играть ключевую роль в формировании более толерантного отношения к разнообразию.
Работа ученых предоставляет ценные данные для понимания того, как дети воспринимают и реагируют на отклонения от гендерных норм, что может помочь в разработке образовательных программ, направленных на снижение стереотипов и предубеждений.