Исследование, опубликованное в журнале Science, дало убедительные доказательства того, что младенцы способны формировать воспоминания с активным участием гиппокампа — ключевой структуры мозга, связанной с эпизодической памятью. Это открытие бросает вызов традиционным представлениям о детской амнезии — феномене, при котором взрослые не могут вспомнить события первых лет жизни.
Как отмечает профессор психологии Йельского университета Ник Турк-Браун, ведущий автор работы, его интерес к этому вопросу вызван личным недоумением: «Меня всегда поражало, что у нас нет воспоминаний о столь важном этапе жизни, когда мы активно учимся и взаимодействуем с миром». Речь идёт о возрасте от рождения до трёх лет, в течение которого происходит колоссальное когнитивное развитие — ребёнок учится ходить, говорить, распознавать лица и эмоции. Однако взрослые воспоминания о нём практически отсутствуют.
До сих пор считалось, что это связано с незрелостью гиппокампа и других участков мозга, участвующих в консолидации воспоминаний. Однако предшествующие эксперименты на грызунах — в частности, у мышей — уже показывали, что на этом этапе в нём формируются так называемые энграммы: устойчивые паттерны нейронной активности, отвечающие за сохранение памяти. Уникальность этих экспериментов заключалась в том, что воспоминания, «потерянные» у детёнышей мышей, можно было восстановить позже с помощью оптогенетической стимуляции — активации определённых нейронов светом.
Однако подтвердить аналогичные механизмы у человеческих младенцев долгое время не удавалось из-за технологических и этических ограничений. Главная трудность заключалась в проведении функциональной МРТ (фМРТ) у младенцев: их подвижность мешает получению качественных снимков мозговой активности, а сам процесс требует специальной подготовки и крайне деликатного подхода.
Команда Йельского университета, в которую также вошли нейробиологи из Университета Вандербильта и Университета Рочестера, разработала инновационный метод фМРТ-сканирования младенцев. Исследователи тесно сотрудничали с семьями, создавая максимально комфортные условия: сканирование проводилось в тёмной комнате, в присутствии родителей, а младенцы лежали в специально адаптированной люльке с шумоподавлением. С помощью новой методики учёным удалось зафиксировать активацию гиппокампа у младенцев в возрасте от 3 до 24 месяцев в момент, когда они усваивали информацию о новых объектах и сценах. Это свидетельствует о том, что их мозг уже способен на формирование воспоминаний, даже если эти воспоминания становятся недоступными с возрастом.
«Мы не только увидели, что гиппокамп работает, но и то, что он участвует в обучении — это означает, что младенцы не просто чувствуют, но и запоминают», — объясняет Турк-Браун. Он подчёркивает, что речь идёт не о полном осознании событий, а об элементарной способности мозга кодировать опыт. Важность этого открытия заключается не только в переоценке феномена детской амнезии, но и в открытии новых горизонтов для ранней диагностики и коррекции нарушений развития памяти. Понимание того, как формируются воспоминания у младенцев, может повлиять на подходы к терапии при аутизме, задержке речевого развития и других нейроразвитийных расстройствах.