Учёные из Университета Северной Каролины провели обширное исследование, в ходе которого с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии (МРТ) проследили, как развивается мозг у детей с рождения до шести лет. Они составили подробные карты, отражающие изменения в связях между различными участками мозга в этот важный период жизни. В исследовании приняли участие 500 детей, у которых было проведено более тысячи МРТ-сканирований в состоянии покоя. Это позволило учёным наблюдать за тем, как различные участки мозга начинают взаимодействовать друг с другом по мере взросления ребёнка. Особое внимание было уделено восьми основным областям мозга, включая зрительную, моторную, лимбическую и другие.
Интересно, что активность зрительной сети достигала пика примерно к пяти месяцам, затем снижалась и стабилизировалась к четырём годам. Моторная сеть, наоборот, была наиболее активна сразу после рождения, но её активность снижалась и стабилизировалась к полутора годам. Лимбическая, связанная с эмоциями, усиливалась до десяти месяцев, после чего её активность оставалась стабильной. Также было замечено, что активность сетей, отвечающих за внимание и контроль, постепенно увеличивалась по мере взросления ребёнка. Это говорит о том, что способность концентрироваться и контролировать свои действия развивается постепенно и достигает зрелости ближе к шести годам.
Учёные также обратили внимание на различия в активности мозга. Оказалось, что во время бодрствования связи между различными участками мозга были более активными. Чтобы учесть эти различия, исследователи использовали специальные математические модели, которые позволили им сопоставить данные, полученные в разных состояниях.
Отклонения от типичных моделей развития мозга были связаны с различиями в когнитивных способностях. Например, дети, у которых развитие определённых сетей мозга происходило иначе, могли испытывать трудности с речью, мелкой моторикой или восприятием визуальной информации. Исследование подчеркивает важность раннего выявления отклонений в развитии мозга. Если они будут обнаруживаться на раннем этапе, это может помочь в своевременном вмешательстве и поддержке ребёнка, что, в свою очередь, улучшит его когнитивные способности в будущем.