Исследование, проведённое с участием более шести тысяч подростков в возрасте от девяти до тринадцати лет, показывает следующее: те, кто тратил больше времени на использование социальных сетей, чаще демонстрировали худшие результаты в тестах на чтение вслух, память и словарный запас. Учёные рассчитали траектории поведения и выделили группы детей с разной степенью вовлечённости в социальные платформы.
По данным работы, среднестатистический ребёнок-дошкольник или младший школьник (примерно девять-тринадцать лет) проводит около пяти с половиной часов в день перед экранами не в образовательных целях. Значительную часть этого времени занимает именно работа с социальными сетями — как создание своего контента, так и просмотр чужого. Это уже само по себе вызывает тревогу: когда ребёнок не просто пассивно смотрит видео или телевизор, а активно скроллит, реагирует на уведомления, взаимодействует онлайн, его мозг постоянно остаётся в режиме повышенной активности. Такой режим отличается от простого просмотра тем, что постоянно требуется принимать решения — мозг работает непрерывно. Учёные подчёркивают: именно это постоянное вовлечение мозговых процессов — обработки информации и принятия решений — делает соцсети более умственно затратными, чем просто просмотр видео.
Для анализа учёные использовали данные из крупного исследования развития мозга у подростков — проекта с участием почти двенадцати тысяч детей, за которыми наблюдали в течение нескольких лет.
При помощи особой статистической модели групповых траекторий исследователи выделили три основные модели развития времени использования социальных сетей. Около 57,6 процента подростков показали либо нулевое, либо очень низкое использование. Примерно 36,6 процента детей начали с низкого уровня и постепенно увеличивали время. А маленькая группа — около 5,8 процента — демонстрировала высокий и растущий уровень использования соцсетей. То есть большую часть составляют дети с умеренным или низким объёмом, но есть значимая группа (пусть и меньшинство), чья вовлечённость растёт и становится высокой. Именно она может быть уязвимой и нуждается в особом внимании.
Дети из группы с высоким и растущим временем использования социальных сетей показали самые низкие результаты по многим тестам, особенно в области языка и памяти. Те, кто либо совсем не пользовался, либо крайне мало, демонстрировали лучшие показатели.
Результаты усиливают аргументы за более строгие возрастные ограничения и лимиты по времени использования социальных сетей среди детей и подростков. Семьи, школы и технологические компании могли бы работать над тем, чтобы дети получали меньше времени на поверхностное взаимодействие и больше — на глубокое, сосредоточенное чтение, творчество, живое общение. Стоит обратить внимание на то, что подростковый возраст — время, когда мозг активно развивается. Если привычки, сформированные в этот период, ведут к поверхностному восприятию, это может иметь негативный эффект.
