Недавнее исследование, проведённое учёными из Сингапурского технологического университета Наньян, проливает свет на то, как возрастные изменения в мозге влияют на нашу способность к социальному взаимодействию. Результаты работы опубликованы в журнале PLOS One.
С возрастом у человека наблюдается естественное снижение уровня социального взаимодействия. Это проявляется в уменьшении числа контактов с друзьями и семьёй, реже посещаемых мероприятий и снижении уверенности в общении. Это касается пожилых людей, особенно тех, кто живёт один. Они подвержены большему риску социальной изоляции, что может негативно сказаться на их психическом и физическом здоровье.
Исследователи предложили модель, чтобы понять, как изменения в мозге с возрастом могут объяснить снижение социальной активности. Для этого они проанализировали данные 196 здоровых взрослых в возрасте от 20 до 77 лет, участвующих в Лейпцигском исследовании взаимодействий разума, тела и эмоций. Участники заполнили анкету, оценивающую их склонность к общению, и прошли сканирование мозга в состоянии покоя с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии. Анализ показал, что возрастные изменения в функциональной связности мозга играют ключевую роль в снижении социальной активности. Учёные выделили две основные сети:
- Возрастно-положительная сеть показывает увеличение связности с возрастом и ассоциируется с более низким уровнем социальной активности. Она включает лимбическую и инсулярную области, а также вентральную внимательную и соматосенсорную зоны.
- Возрастно-отрицательная сеть характеризуется снижением связности с возрастом и также связана с уменьшением социальной активности. В её состав входят фронтопариетальная и дефолтная сети, а также субкортикальные и париетальные области.
Обе эти сети независимо и полностью объясняют связь между возрастом и социальной активностью. С возрастом усиливается связность возрастно-положительной сети и ослабевает возрастно-отрицательной, что приводит к снижению социальной активности.
Эти изменения в мозге могут снижать способность к регулированию эмоций, коммуникативной компетенции и уверенности в социальных взаимодействиях. Это подтверждает гипотезу социального мозга, предложенную учёным Робином Данбаром, согласно которой развитие мозга связано с необходимостью поддержания социальных связей.
Понимание этих нейробиологических процессов может помочь в разработке программ, направленных на поддержку социальной активности пожилых людей. Психообразование, направленное на осознание нормальных изменений личности с возрастом, может помочь пожилым людям и их опекунам лучше понимать эти изменения и адаптировать социальное поведение.