Дети, появившиеся на свет до 34-й недели беременности, могут сталкиваться с трудностями в обучении и развитии памяти даже в возрасте 9–10 лет. К такому выводу пришли исследователи из Каролинского института в Швеции, проведя масштабное исследование с участием почти 6 тысяч детей.
В рамках исследования ученые проанализировали данные 5 946 детей в возрасте от 9 до 10 лет, собранные в ходе проекта Adolescent Brain and Cognitive Development Study, охватывающего 21 центр по всей территории США. Дети прошли серию когнитивных тестов, включая задания на словарный запас, рабочую память, эпизодическую память и воспроизведение информации. Также учитывались генетические данные и различные социально-экономические факторы.
Результаты показали, что дети, родившиеся между 32-й и 33-й неделями беременности, имели более низкие показатели по сравнению со сверстниками, появившимися на свет в срок. Особенно заметны были отставания в развитии словарного запаса и памяти. Интересно, что малыши, родившиеся на 34-й неделе или позже, не демонстрировали таких различий, что подчеркивает важность последних недель беременности для развития мозга.
Важно отметить, что эти различия в когнитивных способностях не объясняются социально-экономическим статусом, генетическими предрасположенностями или другими известными факторами риска. Это указывает на то, что преждевременные роды сами по себе могут оказывать длительное влияние на развитие ребенка.
Исследователи подчеркивают необходимость раннего выявления и поддержки детей, родившихся до 34-й недели беременности. Такие меры могут включать в себя регулярные обследования, специализированные программы обучения и другие формы помощи, направленные на развитие когнитивных навыков.